Плевако: Критика нового сериала на фоне истории
Сериал "Плевако": современная деконструкция классики или карго-культ без границ?
С выходом сериала "Плевак о" в 2024 году, режиссёр Анна Матисон подняла на поверхность множество вопросов и обсуждений. В главных ролях можно увидеть таких мастеров театра и кино, как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Однако под заветной оболочкой бренда скрывается произведение, сочетающее в себе как высокие ожидания, так и немалое количество критики. В данной статье мы попытаемся глубже заглянуть в суть этого уникального проекта.
Сюжет: из исторической драмы в лубок
Создатели серии попытались обосновать свой труд на реальных событиях, но уже с первых кадров становится очевидным, что их главной целью была не столько историческая точность, сколько зрелищность и зрительский интерес. Образ великого юриста Фёдора Никифоровича Плевако вдруг трансформировался во что-то напоминающее кинокомикс с характерными признаками боевика, налётом мистики и безумной романтики. Главный герой, который, кстати, под именем Николай Фёдорович, выполнен в образе современного супергероя, наделённого такими умениями, как паркур, кунг-фу и даже суперзрение.
Повествование ста ртует с весьма странной сцены, где Плевако, повидавший всякое, согласно языческому обряду хоронит свою мать и демонстрирует свои брутальные навыки в подпольных боях. После этого его ждёт поездка в Москву, после которой он начинает расследование громкого дела об убийстве аристократа. Каждая новая серия раскрывает очередной судебный процесс, где наш герой использует дедукцию, обширные знания и даже способность создавать 3D-проекции прошлого. Все это ускользает в акробатических трюках и флешбэках, что в итоге вызывает эффект непрестанного исторического фарса, смешиваясь с атмосферой "Матрицы".
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Среди основных камней преткновения, на которых споткнулись критики, стоит откровенное игнорирование исторических фактов авторами. Ярким примером может служить антагонист — обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который каким-то чудом оказывается втянутым в уголовное дело. Но ведь Святейший Синод в основном занимался церковными делами и цензурой, что делает этот сюжетный поворот нелепым и неуместным. Кроме того, упоминается регулярное пересечение героев в Москве, хотя это противоречит фактам — Победоносцев на тот момент работал в Санкт-Петербурге. Похоже, создатели не утрудили себя глубже изучать историю и её реалии, уверенные, что в XIX веке дороги между двумя столицами были более доступными, чем сейчас.
Еще один антагонист, промышленник Демидов, представлен в крайне карикатурном свете злодея. Он показывает себя агрессивным ретроградом, работающим абсолютно бездушно и даже психологически доминирующим над своей женой. К сожалению, такая однобокая проработка характеров превращает его в простой стереотип, который не вызывает ни интереса, ни сопереживания у зрителей.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Совершенно невозможно избежать сравнения с западными киносериалами. Сравним "Плевако" с успешными проектами, такими как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", которые точно соблюдают историческую правду. Напротив, "Плевако" настолько напоминает плохо переведённый комикс, что это вызывает недоумение. В актерском составе можно заметить попытки актуализировать характеры, например, помощник Плевако неожиданно вплетает английские слова в свою речь, а сам герой с вызывающим пафосом подчеркивает свою катастрофическую идентичность.
Кроме того, заметно влияние феминистской и культурно-марксистской повестки, что находит своё отражени е в образах независимых героинь, чьи реплики порой резонируют как лозунги из социальных сетей. Вместо глубокого раскрытия характеров, создатели сами выбирают лёгкие формулы, хорошо знакомые современной аудитории.
Кастинг и актёрская игра
В контексте недостатков сценария актерская игра порой смотрится довольно неплохо. Сергей Безруков органично вписывается в шкуру харизматичного юриста, хотя иногда его игра кажется немного чрезмерной в сценах, где он должен переживать "духовные озарения". Ольга Лерман в роли Марии Демидовой добавляет серьёзности, тем не менее ее артистический потенциал не позволяет создать поистине запоминающийся образ. Непререкаемым же спасителем проекта оказался Николай Шрайбер, который превосходно подхватывает недостатки своей партнерши, создавая эффектный образ безумного мужа с разразившейся человеческой экспрессией.
Игорь Гордин, исполняющий роль Победоносцева, применяет свой театральный опыт, чтобы делать своего персонажа многогранным. Несмотря на это, странные сюжетные ходов наносят удар по его образу. В целом, кастинг смотрится ровно, соответствуя уровню проекта, но без особого глама.
Визуальная сторона и техническое исполнение
Несмотря на сюжетные слабости, визуальная часть сериала безусловно заслуживает положительных отзывов. Костюмы, декорации и работа оператора создают определённую атмосферу, хотя и не полностью переносят зрителя в реальность XIX века, но всё же смотрятся довольно эстетично. Флешбэки, обилие которых совершенно неуместно, исполнены стильно и со вкусом, хотя иногда скорость повествования может быть чересчур медленной и театральной, теряя динамику, принятые в современном кино.
Итоги и выводы
В итоге, "Плевако" представляет собой типичный продукт сегодняшнего российского телевидения, балансируя между пародией и амбициями создать нечто более грандиозное. Авторы, казалось, стремились угодить всем сразу: и поклонникам исторических драм, и валентинцам боевиков, и любителям абсурда. В результате мы получаем эклектику, полную противоречий, где не все вызывает положительные эмоции, но провоцирует интерес и даже смех.
Стоит ли уделить время этому сериалу? Если вы готовы игнорировать сценарные несостыковки и исторические неточности, "Плевако" может стать вполне сносной формой развлечения. Однако глубины и исторической точности здесь не найдется. Это, скорее, увлекательное зрелище, чем серьезная работа, и возможно, именно в этом кроется его главный плюс.